Ритм текста – один из способов сделать его ярче

Подобно музыке, у текстов тоже есть ритм. Монотонный или прерывистый, еле заметный или вдающийся в самое сердце. Ритм предложений может любую статью улучшить. Превратить ее в интересный, захватывающий материал. Тексты, от которых сложно оторваться – вот к чему приводит ритм, если его использовать правильно.

Ритм текста - управляй читателем!
Ритм текста – управляй читателем!

Что такое “плохой” ритм?

Сравните, к примеру, “ритм” текста договора и свою переписку с другом. В первом случае текст такой, что хочется заснуть. Плохой ритм – это монотонность, конца и края которой не видно. Если бы ритм можно было выразить в виде формулы, то она выглядела бы так:

  • Каждое предложение состоит как минимум из 10 слов.

Это “правило плохого ритма”. Если вы заметили, что в вашем тексте друг за другом идут длинные предложения и только они – срочно нужно что-то менять! О том, что именно нужно делать, и пойдет речь в следующем пункте.

“Хороший” ритм и техника его достижения

Если вы думаете, что хороший текст должен состоять сплошь из коротких частиц, то вы заблуждаетесь. В “ритмичном” тексте встречаются всякие предложения: и длинные, и короткие. Главное – их почаще чередовать:

  • В тексте чередуются предложения разной длины.

Эта “формула” идеального ритма требует пояснений:

Что значит “предложения разной длины”?

Условно предложения делятся на три группы:

  1. Совсем короткие предложения – 1-4 слова. В обычной информационной статье (без ярко выраженного ритма) они, как правило, отсутствуют. А зря. Ведь именно такие неожиданно заканчивающиеся предложения заставляют читателя “проснуться” и читать дальше с удвоенным интересом.
  2. Средние предложения – 5-10 слов. Это стандартные компоненты, из которых чаще всего и состоит полностью обычная статья. Если вы хотите выделиться и улучшить читабельность своих статей – стоит прибегнуть к предложениям из первой группы.
  3. Очень длинные предложения – 11-23 слова. Присутствие их в тексте с ритмом необязательно. Но они могут внести в текст изюминку, если их сочетать с короткими элементами текста.

Как вы уже поняли, основной секрет ритма текста заключается в чередовании длинных и коротких компонентов. Но есть еще пара важных моментов, которые нельзя упускать из виду: “Как именно чередовать предложения?, “Пример ритма” и “Ударные слова в конце предложения – как их использовать и что они дают?”.

Начнем с первого.

Как именно чередовать предложения?

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что обязательно чередовать все так, чтобы за коротким предложением следовало что угодно, но только не еще одно короткое. На самом деле это не так. Повторы делать можно, но:

  • Нельзя допускать 3-кратного повторения однотипных предложений.

То есть ситуация, когда у нас идут два похожих (по длине) предложения вполне допустима. Но дальше мы должны изменить ритм, внеся разнообразие. Иначе есть риск усыпить внимание, которого мы так добивались.

Пример текста с высоким ритмом

Вот пример текста, в котором чередование разных предложений не дадут читателю покоя:

  • Я понял, что все не так. Вчера прочел книгу, которая пришла по почте. Она не оправдала ожиданий. Ни единого оправдания нет тому, кто обещал горы денег в обмен на это. Это все ерунда – курсы от коучеров и книги по исполнению желаний. Все это не имеет смысла. Ведь ни одна книга не сможет сделать за нас то, чего требует жизнь.

Ударное слово – еще один инструмент в улучшении

Ударное слово – это часть речи, на которой делается акцент в текстах с ритмом. Это может быть элемент новизны (к примеру, если в предыдущем предложении говорили о медведях, а в этом “на сцену” выходит слово “рыба”). Читатель улавливает главное слово и ждет его раскрытия в последующем. Вот почему так рекомендуют заканчивать предложения на “сильном” слове.

Если сравнить тексты “с ритмом” от ведущих копирайтеров страны и стандартные “шаблонные” тексты договоров, то разница очевидна. Первые – для увлекательного чтения, вторые – сухое хранилище информации.

Словом, ритм текста и ударные слова в предложении – это одни из лучших способов, как сделать приятнее на слух любую статью. Ведь наличие “ритма” так же, как и отсутствие “воды” в тексте, сильно влияют на отношение к статье и сайту в целом.

(Visited 93 times, 1 visits today)

Опубликовано

в

от