Москвич, УАЗ и Волга – три советских автомобиля, которые знают и уважают все, даже за границей. Это наши автопобеды.
Советские автомобили: развитие автопрома СССР
1 – НАМИ 1
Годы производства: 1927-1931
Мощность: 22 лс
Скорость: 75 кмч
Это разработка научного автомоторного института.
2 – Руссо-Балт
Разработан Русско-Балтийским вагонным заводом.
3 – ГАЗ А
За основу был взят Ford A. Точнее Ford Model A, 1927 года. К слову, Ford A закончили производить в 1931 году. Двигатель Форда – 4-цилиндровый, объем 3,28 л. Двигатель развивает 40 лс.
В СССР ГАЗ А стали выпускать в 1932 году. Кстати, даже техническая документация на ГАЗ А была куплена у компании Форд. Таким образом, ГАЗ производили по лицензии от Форда.
4 – ГАЗ М1
Эмка – второе название авто. Производился Горьковским автомобильным заводом (в 1932 был организован первый конвеер в истории государства).
Минусы:
– авто не попало в руки рядовых граждан;
– внешний вид оказался неэлитным.
Годы производства: 1936-1942
Мощность: 50 лс
Скорость: 105 кмч
5 – ЗИС-101
7-местный лимузин.
Был одобрен самим сталиным. Производился также на заводе имени Сталина (ранее АМО – автомобильное Московское общество).
Минусы: технические характеристики и качество.
Из-за минусов машина нашла свое применение лишь как скорая, такси.
Плюсы: модель дошла о простых граждан – на ЗИС-101 ездили, также ее можно было выиграть в лотерею.
Годы производства: 1940-1941
Мощность: 110 лс
Скорость: 115 кмч
6 – ГАЗ 61-40
Легковой автомобиль с закрытым кузовом и полным приводом. Полный привод дал необычайно высокую проходимость – по бревнам машина могла ездить.
Где использовался: в среде военачальников (маршалами).
Годы производства: 1940-1941
Мощность: 85 лс
Скорость: 115 кмч
7 – ГАЗ М-20
Назвали “Победой”, а не “Родиной” (первый вариант названия), т.к. Сталин заметил: “Почем Родину продавать будем?”. Переименовать автомобиль из “Родины” в “Победу” предложил также вождь. И действительно, такая страна, как СССР обязана иметь авто с красноречивым названием “Победа”.
Победа стала лучшей машиной. Удобная, большая, она стала первой машиной на экспорт. Еще один плюс – его мог купить любой гражданин. Однако лишь теоретически мог (была в продаже, но цена была заоблачной, не для среднего класса).
Годы производства: 1946-1958
Мощность: 52 лс
Скорость: 105 кмч
8 – ЗИС 110
Это знаменитое авто для советских ВОЖДЕЙ. Машина высокого класса. За основу ЗИС 110 были взяты 3 американские машины, из которых взяли из каждой самое лучшее – Dodge, Packard и Cadillac (дело было в 1943). Автомобиль получился даже лучше в плане внешнего вида, чем Packard. Автомобили разобрали и смоделировали ЗИС. Производитель – завод Лихачева.
История про ЗИС 110: на базе ЗИС 110 был спроектирован ЗИС 115 – броневик, закамуфлированный под обычное авто. Было выпущено всего 58 машин (для высшего руководства компартии). В первый такой автомобиль, который принимал лично Сталин, были приглашены все разработчики – главный инженер, конструктор. Они сели в машину, дверь плавно закрылась, затем: группа НКВД из своего личного оружия расстреляла авто. Были выпущены все обоймы. Люди, которые находились внутри, испугались, но их наградили. Потому что машина, которую они произвели, с честью выдержала огневой удар. После такого теста машина пошла в серию.
Вторая история про ЗИС 110: была выпущена еще одна модификация – ЗИС-110П. Практически внедорожник. На нем заядлый охотник Никита Сергеевич Хрущев ездил по бездорожью отстреливать кабанов и оленей.
Годы производства: 1945-1958
Мощность: 140 лс
Скорость: 140 кмч
9 – ЗИЛ 111
Леонид Ильич Брежнев любил эту машину. Как и ЗИС-110, это машина для людей высокого статуса.
Отличия ЗИЛ 111 от ЗИС 110:
ЗИЛ более современный, имеет большие панорамные стекла. Есть даже кондиционер.
История про ЗИЛ 111: ЗИЛ 111 Б 14 апреля 1961 года привез из аэропорта в Кремль Юрия Гагарина. Еще один момент – ЗИЛ 111 Б был подарен кубинскому лидеру Фиделю Кастро, когда он посетил нашу страну.
Годы производства: 1959-1967
Мощность: 200 лс
Скорость: 170 кмч
10 – СМЗ С-3А (эс-три-а)
Машина, на которой ездили обычные граждане СССР в 50-х. Это маленькая машина, которая попала в кадр фильма “Операция Ы”. Роль бывалого там играл артист Моргунов. Моргуновка – так прозвали в народе машину.
История про СМЗ С-3А: по существу это инвалидная коляска. После войны прошло 15 лет, в нашей стране было очень много инвалидов. В СССР таким образом было решение сделать маленькую, дешевую, управляемую мотоколяску. С тех пор машина стала производиться массово.
Плюсы: машина дешевая, простая.
Минусы: для длительных поездок не годится.
11 – Москвич 400
Новая малолитражка для бытовых нужд населения (предусмотрены длительные поездки). Дешевый, маленький автомобиль, однако очень уютный. Еще одна особенность – это первый автомобиль, с которого началось массовое производство масштабных моделей. Производился на одном из заводов в Саратовской области.
Годы производства: 1946-1954
Мощность: 23 лс
Скорость: 90 кмч
История про Москвич 400: по репарации в СССР был ввезен целый завод со всем оборудованием – завод по производству Opel. Наши инженеры сделали Москвич 400, далее пошло развитие – Москвич 401.
Происхождение Москвича: Москвич 400 похож на Opel Kadett 1937 года. Завод с немецким оборудованием назывался ЗМА. Инженеры не стали заморачиваться и взяли существующий на заводе дизайн Kadett.
Этот автомобиль (Москвич 401) могли себе позволить бригадиры, ударники. Либо награждали москвичом, либо давали лишь право на покупку этого авто.
Вторая история про Москвича: диктор советского телевидения Игорь Кириллов – один из счастливых обладателей Москвич 401. Он купил авто в 1953 году на гонорар за съемки.
Что дальше?
Новая версия – Москвич 402.
Очень похожа машина на Opel Olympia Rekord 1947 года. Но Москвич 402 вышел в 1956. Дизайн переняли втихую, без лицензии. Общего у ашин много – и крылья, и накладки. Лишь решетка на морде автомобилей немного отличается.
Новая версия – Москвич 412.
Его даже в 2019 можно встретить на дорогах. Пик популярности был в середине 70-х. Авто имело 1,5-литровый движок. Этого хватало даже для конкуренции с иностранными марками. Мощность мотора составляла 72 лс, что неплохо для 70-х.
12 – ГАЗ 13
Это так называемая “Чайка”.
Для депутатов высших уровней, министров, секретарей обкомов партии. То есть для прослойки людей между вождями и обычными гражданами. Таким образом, Чайка – машина представительская. Считается, что Чайка – лучшее, что тогда производил СССР. Ей не было равных в плане элегантности. Двигатель имел 8 цилиндров и 16 клапанов, в результате мало какие иномарки могли сравниться с Чайкой по характеристикам.
Внешние особенности – козырьки над фарами, глушитель, выходящий сзади из бампера, легкий общий стиль, – все это напоминает Packard. Разница в размере – Чайка значительно больше. В целом машина смотрится элегантно.
История про ГАЗ 13: произведено машин было немного – чуть более 3000. Точнее 3100. Зато другую модель ГАЗ, изящную и мощную по меркам 60-х, выпускали миллионами (Волгу).
Происхождение
Packard Patrician, 1956 года. Здесь СССР скопировал не малолитражку, а авто для советских чиновников – Чайку. Дизайн Packard Patrician и Чайки очень похож, можно сказать что скопировали все под чистую. Например, фары, сделанные дугой.
Годы производства: 1959-1981
Мощность: 195 лс
Скорость: 160 кмч
Объем движка: 5,5 л
Предшественник
До ГАЗ 13 был ГАЗ 12.
Выпускался с 1948 по 1960 годы. Шикарный автомобиль. Пик популярности – тоже с 1948 по 1960 год. Двигатель этого привлекательного авто работал на 72 бензине. Мощности мотора хватало для советского города тех времен. Иногда авто использовалось в качестве такси. В 2019 этот автомобиль можно увидеть разве что в коллекциях богатых олигархов.
14 – ГАЗ М-21
Это “Волга”.
Волгу широко использовали самые разные организации – милиция, ГАИ, КГБ, пожарные и медицинские службы.
Минус: для простых граждан Волга – предел мечтаний.
Второй минус: потребление 15 л бензина на 100 км.
История про “Волгу”: для Брежневской эпохи Волга – это явление культурное, часть городского пейзажа, главный герой многих детективных и шпионских фильмов. За рубежом Волга стала символом советского автопрома.
Волг было сделано 3 разновидности:
- Со звездой на решетке радиатора.
- Лицо Волги измененное (другая решетка – с широкими жалюзями).
- С хромированной решеткой с узкими жалюзями.
Происхождение:
Ford Mainline, 1952 года. Форд производили до 1956 года. Форд делали в разных вариантах – и седан, и хетчбек, и купе. Форд разрабатывался как авто для не очень богатых людей. Дизайн Форда Майнлайн и 21-й Волги очень похож – лицевая решетка, фигурки на носу капота практически совсем одинаковые.
Годы производства: 1956-1970
Мощность: 75 лс
Скорость: 130 кмч
Объем двигателя: 2,5 л
Что дальше?
ГАЗ 2410. Эту Волгу производили всего 7 лет – с 1985 по 1992. Двигатель был 2,5 л, мощность 100 лс. Для того времени такая мощность двигателя – весьма неплохой показатель. Плюсом является и вместительность.
15 – ЗАЗ 965
“Запорожец”.
На Родине символом советского автопрома стал этот автомобиль. Он скромнее Волги. Эта маленькая “лошадка” в 70-е годы пошла в свободную продажу. Конечно, надо было выстоять очередь, но все равно это авто можно было купить в магазине. Цена – как за 1000 бутылок водки, всего 1800 рублей. Это подошло гражданам с большим достатком, и уж тем более тем, у кого было доходов больше, чем одна зарплата (несколько работ или ремесло наподобие пошива джинсов).
История про Запорожец: с Запорожца началась советская гаражная культура. Гараж добывался с большим трудом и служил как подвал для хранения солений, как пивная для отдыха в компании, и как автосервис. Многие увлекались тем, что посвящали машине свободное время (доводили авто “до ума” в своих гаражах). К слову, отремонтировать свою машину в сервисе в то время было нельзя. Для ремонта нужно было обратиться к знакомому.
Разработан и создан в Москве. Производитель – завод Москвич. Потом производство перенесли на комбайновый завод Запорожье.
Годы производства: 1960-1969
Мощность: 26 лс
Скорость: 90 кмч
Что дальше?
ЗАЗ-968.
Этот Запорожец был популярен в народе. Многие мечтали его купить. Он производился до 1994 года. Мощность мотора – 30 лс – вполне достаточна для поездок по городу. Вывод: ЗАЗ-968 полностью соответствовал потребностям советских жителей.
16 – ВАЗ 2101
Это “Жигули”.
История про Жигули: поначалу в народе этот автомобиль называли “Единичка”. А к концу 80-х стали пренебрежительно называть “Копейка”. Что странно, ведь Жигули стало прорывом в советском автомобилестроении.
О производстве Жигулей
Это копия Fiat 124 – автомобиля, получившего звание “Автомобиль года” в 1966 году. Сразу планировалось массовое производство этой модели, а применение – индивидуальное использование гражданами. В итоге Жигули стали самой массовой советской машиной.
Ремонт и модернизация автовладельцами
Часто кардинально менялась машина, особенно часто в руках умелых пользователей. Машине наращивали скорость, либо мощность и т.д. Могли соединить раму, кузов и двигатель от трех разных машин. А если в кузове что-то не нравилось, владелец вносил свои изменения в дизайн. В газетах появились целые рубрики: юный техник, как усовершенствовать свой автомобиль и так далее. Самым сложным в изменении авто была советская бюрократия – зарегистрировать измененное авто и получить номера было почти нереально.
Плюсы
В отличие от современников, Жигули – скоростной автомобиль, комфортабельный. Производилась достаточно долго. Это самая популярная марка.
Минусы
Разгоняется этот автомобиль достаточно медленно. До 100 кмч разгоняется за 20 секунд.
Годы производства: 1970-1984
Мощность: 62-64 лс
Скорость: 142 кмч
Объем двигателя: 1,2 л
17 – ВАЗ 2103
Это “Тройка”.
Начала производиться в 1972 году (закончила в 1984). Типичный Жигуль. Выпускалась на Волжском автомобильном заводе. Двигатель – четырехцилиндровый, способен разгоняться до сотни за 16 секунд. Мощность – 77 лс.
Происхождение
Fiat-125, 1967 года. О происхождении Фиата: постепенно из плавных пухлых машин итальянцы начали производить более сдутые, квадратные авто. Фиат перекупили также и поляки, и турки. Он выпускался в разных странах, но немного с другим дизайном. Существует мнение, что советский автомобиль – не копия итальянского. Ведь внутренности разные. Но все-таки раз ЕСТЬ взаимозаменяемые а обоих машинах целые компоненты, значит это копия.
18 – ВАЗ 2106
Шестерка.
Самая успешная модель. Производилась с 1976 по 2006 года (30 лет, без перерыва). Самый мощный двигатель в своем классе – можно разогнаться до 150 кмч. Авто менялось (было 8 модификаций за 30 лет). Например, правый руль присутствовал в тех машинах, что шли на экспорт. Это последний автомобиль с четырехпарной системой головного света. Последние Жигули, которыми оснащались форточками и колпаками колес. Это первый советский автомобиль, блок задних фар которого объединял в себе поворотники, стоп-сигналы, габариты, огни заднего хода и катафоты. В 1979 г цена была 9600 руб.
19 – ВАЗ 2107
Семерка – самый популярный автомобиль в 80-х годах. В СССР этт автомобиль делался на совесть. 74 лс – прекрасно для 80-х. Потреблял двигатель 7 л бензина на 100 км, то есть машина экономичная. Дизайн считался прогрессивным для того времени. С 90-х годов качество этого автомобиля ухудшилось. Развалился Советский Союз – начали халтурить.
20 – ВАЗ 2121
Это “Нива”.
История про Ниву: в 1981 году машина завоевала 3-е место в гонке “Париж – Дакар”, 1-е в ралли “Париж – Тунис”. Машина, таким образом, успешно стала экспортной. Нива – единственный автомобиль в СССР, имеющий мировое значение. Это комфортабельный внедорожник, сравнимый с легковушкой.
Минус: машина оказалась дорогой. Рассчитана она была на целевую аудиторию сельских жителей, ну а сельчане считали Ниву нежным авто – в нем же не будешь перевозить сено, картошку. Почти отвернулись от машины и городские жители, которым не нужен был полный привод.
Плюс: машину на ура встретили в Европе. Поэтому первое время все Нивы уходили за рубеж.
Годы производства: 1977-1994
Мощность: 80 лс
Скорость: 132 кмч
21 – ВАЗ 2108
Это “Спутник”, новинка 1984 года.
Вид у машины спортивный, вполне западный. Авто совершило революционный переворот в плане дизайна. Советские автомобили стали иметь весьма респектабельный вид. Остряки прозвали машину Зубило. Спутник – последнее достижение советского автопрома.
При мощности 64 лс разгон до сотки происходил за 15 сек. Кроме того, автомобиль экономный – потребляет 5,5 л на сто км.
Что нового?
– первый советский переднеприводный автомобиль;
– 5-ступенчатая коробка передач.
Годы производства: 1984-2003
Мощность: 54-64 лс
Скорость: 160 кмч
Что дальше?
Позже выйдет ВАЗ 2109 (пятидверная версия).
Именно она станет героиней песни “Твоя вишневая девятка” (группа Комбинация).
22 – Москвич-2141
Начало производства – 1986. Конец – в 2002. Завод-производитель – АЗЛК.
Происхождение
Chrysler Simca 1301, 1975 года. Производство Крайслера продолжалось по 1986 год. Причем каждый год выпуска был с немного разным дизайном.
Видео по теме советских автомобилей: