Советские автомобили – 20 легендарных машин СССР

Москвич, УАЗ и Волга – три советских автомобиля, которые знают и уважают все, даже за границей. Это наши автопобеды.

Советский автомобиль Волга
Советский автомобиль Волга

Советские автомобили: развитие автопрома СССР

 

1 – НАМИ 1

НАМИ 1
НАМИ 1

Годы производства: 1927-1931

Мощность: 22 лс

Скорость: 75 кмч

Это разработка научного автомоторного института.

 

2 – Руссо-Балт

Руссо-Балт
Руссо-Балт

Разработан Русско-Балтийским вагонным заводом.

 

3 – ГАЗ А

ГАЗ А
ГАЗ А

За основу был взят Ford A. Точнее Ford Model A, 1927 года. К слову, Ford A закончили производить в 1931 году. Двигатель Форда – 4-цилиндровый, объем 3,28 л. Двигатель развивает 40 лс.

В СССР ГАЗ А стали выпускать в 1932 году. Кстати, даже техническая документация на ГАЗ А была куплена у компании Форд. Таким образом, ГАЗ производили по лицензии от Форда.

4 – ГАЗ М1

ГАЗ М1
ГАЗ М1

Эмка – второе название авто. Производился Горьковским автомобильным заводом (в 1932 был организован первый конвеер в истории государства).

Минусы:

– авто не попало в руки рядовых граждан;

– внешний вид оказался неэлитным.

 

Годы производства: 1936-1942

Мощность: 50 лс

Скорость: 105 кмч

 

5 – ЗИС-101

7-местный лимузин.

ЗИС-101
ЗИС-101

Был одобрен самим сталиным. Производился также на заводе имени Сталина (ранее АМО – автомобильное Московское общество).

Минусы: технические характеристики и качество.

Из-за минусов машина нашла свое применение лишь как скорая, такси.

Плюсы: модель дошла о простых граждан – на ЗИС-101 ездили, также ее можно было выиграть в лотерею.

 

Годы производства: 1940-1941

Мощность: 110 лс

Скорость: 115 кмч

 

6 – ГАЗ 61-40

Легковой автомобиль с закрытым кузовом и полным приводом. Полный привод дал необычайно высокую проходимость – по бревнам машина могла ездить.

Где использовался: в среде военачальников (маршалами).

ГАЗ 61-40
ГАЗ 61-40

Годы производства: 1940-1941

Мощность: 85 лс

Скорость: 115 кмч

7 – ГАЗ М-20

Назвали “Победой”, а не “Родиной” (первый вариант названия), т.к. Сталин заметил: “Почем Родину продавать будем?”. Переименовать автомобиль из “Родины” в “Победу” предложил также вождь. И действительно, такая страна, как СССР обязана иметь авто с красноречивым названием “Победа”.

ГАЗ М-20
ГАЗ М-20

Победа стала лучшей машиной. Удобная, большая, она стала первой машиной на экспорт. Еще один плюс – его мог купить любой гражданин. Однако лишь теоретически мог (была в продаже, но цена была заоблачной, не для среднего класса).

 

Годы производства: 1946-1958

Мощность: 52 лс

Скорость: 105 кмч

 

8 – ЗИС 110

ЗИС 110
ЗИС 110

Это знаменитое авто для советских ВОЖДЕЙ. Машина высокого класса. За основу ЗИС 110 были взяты 3 американские машины, из которых взяли из каждой самое лучшее – Dodge, Packard и Cadillac (дело было в 1943). Автомобиль получился даже лучше в плане внешнего вида, чем Packard. Автомобили разобрали и смоделировали ЗИС. Производитель – завод Лихачева.

 

История про ЗИС 110: на базе ЗИС 110 был спроектирован ЗИС 115 – броневик, закамуфлированный под обычное авто. Было выпущено всего 58 машин (для высшего руководства компартии). В первый такой автомобиль, который принимал лично Сталин, были приглашены все разработчики – главный инженер, конструктор. Они сели в машину, дверь плавно закрылась, затем: группа НКВД из своего личного оружия расстреляла авто. Были выпущены все обоймы. Люди, которые находились внутри, испугались, но их наградили. Потому что машина, которую они произвели, с честью выдержала огневой удар. После такого теста машина пошла в серию.

 

Вторая история про ЗИС 110: была выпущена еще одна модификация – ЗИС-110П. Практически внедорожник. На нем заядлый охотник Никита Сергеевич Хрущев ездил по бездорожью отстреливать кабанов и оленей.

ЗИС-110П
ЗИС-110П

Годы производства: 1945-1958

Мощность: 140 лс

Скорость: 140 кмч

 

9 – ЗИЛ 111

ЗИЛ 111
ЗИЛ 111

Леонид Ильич Брежнев любил эту машину. Как и ЗИС-110, это машина для людей высокого статуса.

 

Отличия ЗИЛ 111 от ЗИС 110:

ЗИЛ более современный, имеет большие панорамные стекла. Есть даже кондиционер.

 

История про ЗИЛ 111: ЗИЛ 111 Б 14 апреля 1961 года привез из аэропорта в Кремль Юрия Гагарина. Еще один момент – ЗИЛ 111 Б был подарен кубинскому лидеру Фиделю Кастро, когда он посетил нашу страну.

 

Годы производства: 1959-1967

Мощность: 200 лс

Скорость: 170 кмч

 

10 – СМЗ С-3А (эс-три-а)

СМЗ С-3А
СМЗ С-3А

Машина, на которой ездили обычные граждане СССР в 50-х. Это маленькая машина, которая попала в кадр фильма “Операция Ы”. Роль бывалого там играл артист Моргунов. Моргуновка – так прозвали в народе машину.

 

История про СМЗ С-3А: по существу это инвалидная коляска. После войны прошло 15 лет, в нашей стране было очень много инвалидов. В СССР таким образом было решение сделать маленькую, дешевую, управляемую мотоколяску. С тех пор машина стала производиться массово.

 

Плюсы: машина дешевая, простая.

Минусы: для длительных поездок не годится.

 

11 – Москвич 400

Москвич 400
Москвич 400

Новая малолитражка для бытовых нужд населения (предусмотрены длительные поездки). Дешевый, маленький автомобиль, однако очень уютный. Еще одна особенность – это первый автомобиль, с которого началось массовое производство масштабных моделей. Производился на одном из заводов в Саратовской области.

 

Годы производства: 1946-1954

Мощность: 23 лс

Скорость: 90 кмч

 

История про Москвич 400: по репарации в СССР был ввезен целый завод со всем оборудованием – завод по производству Opel. Наши инженеры сделали Москвич 400, далее пошло развитие – Москвич 401.

Москвич 401
Москвич 401

Происхождение Москвича: Москвич 400 похож на Opel Kadett 1937 года. Завод с немецким оборудованием назывался ЗМА. Инженеры не стали заморачиваться и взяли существующий на заводе дизайн Kadett.

 

Этот автомобиль (Москвич 401) могли себе позволить бригадиры, ударники. Либо награждали москвичом, либо давали лишь право на покупку этого авто.

 

Вторая история про Москвича: диктор советского телевидения Игорь Кириллов – один из счастливых обладателей Москвич 401. Он купил авто в 1953 году на гонорар за съемки.

 

Что дальше?

 

Новая версия – Москвич 402.

Москвич 402
Москвич 402

Очень похожа машина на Opel Olympia Rekord 1947 года. Но Москвич 402 вышел в 1956. Дизайн переняли втихую, без лицензии. Общего у ашин много – и крылья, и накладки. Лишь решетка на морде автомобилей немного отличается.

 

Новая версия – Москвич 412.

Москвич 412
Москвич 412

Его даже в 2019 можно встретить на дорогах. Пик популярности был в середине 70-х. Авто имело 1,5-литровый движок. Этого хватало даже для конкуренции с иностранными марками. Мощность мотора составляла 72 лс, что неплохо для 70-х.

 

12 – ГАЗ 13

Это так называемая “Чайка”.

ГАЗ 13
ГАЗ 13

Для депутатов высших уровней, министров, секретарей обкомов партии. То есть для прослойки людей между вождями и обычными гражданами. Таким образом, Чайка – машина представительская. Считается, что Чайка – лучшее, что тогда производил СССР. Ей не было равных в плане элегантности. Двигатель имел 8 цилиндров и 16 клапанов, в результате мало какие иномарки могли сравниться с Чайкой по характеристикам.

 

Внешние особенности – козырьки над фарами, глушитель, выходящий сзади из бампера, легкий общий стиль, – все это напоминает Packard. Разница в размере – Чайка значительно больше. В целом машина смотрится элегантно.

 

История про ГАЗ 13: произведено машин было немного – чуть более 3000. Точнее 3100. Зато другую модель ГАЗ, изящную и мощную по меркам 60-х, выпускали миллионами (Волгу).

 

Происхождение

Packard Patrician, 1956 года. Здесь СССР скопировал не малолитражку, а авто для советских чиновников – Чайку. Дизайн Packard Patrician и Чайки очень похож, можно сказать что скопировали все под чистую. Например, фары, сделанные дугой.

 

Годы производства: 1959-1981

Мощность: 195 лс

Скорость: 160 кмч

Объем движка: 5,5 л

 

Предшественник

До ГАЗ 13 был ГАЗ 12.

ГАЗ 12
ГАЗ 12

Выпускался с 1948 по 1960 годы. Шикарный автомобиль. Пик популярности – тоже с 1948 по 1960 год. Двигатель этого привлекательного авто работал на 72 бензине. Мощности мотора хватало для советского города тех времен. Иногда авто использовалось в качестве такси. В 2019 этот автомобиль можно увидеть разве что в коллекциях богатых олигархов.

 

14 – ГАЗ М-21

 

Это “Волга”.

ГАЗ М-21
ГАЗ М-21

Волгу широко использовали самые разные организации – милиция, ГАИ, КГБ, пожарные и медицинские службы.

 

Минус: для простых граждан Волга – предел мечтаний.

Второй минус: потребление 15 л бензина на 100 км.

 

История про “Волгу”: для Брежневской эпохи Волга – это явление культурное, часть городского пейзажа, главный герой многих детективных и шпионских фильмов. За рубежом Волга стала символом советского автопрома.

 

Волг было сделано 3 разновидности:

  1. Со звездой на решетке радиатора.
  2. Лицо Волги измененное (другая решетка – с широкими жалюзями).
  3. С хромированной решеткой с узкими жалюзями.

 

Происхождение:

Ford Mainline, 1952 года. Форд производили до 1956 года. Форд делали в разных вариантах – и седан, и хетчбек, и купе. Форд разрабатывался как авто для не очень богатых людей. Дизайн Форда Майнлайн и 21-й Волги очень похож – лицевая решетка, фигурки на носу капота практически совсем одинаковые.

 

Годы производства: 1956-1970

Мощность: 75 лс

Скорость: 130 кмч

Объем двигателя: 2,5 л

 

Что дальше?

ГАЗ 2410. Эту Волгу производили всего 7 лет – с 1985 по 1992. Двигатель был 2,5 л, мощность 100 лс. Для того времени такая мощность двигателя – весьма неплохой показатель. Плюсом является и вместительность.

ГАЗ 2410
ГАЗ 2410

15 – ЗАЗ 965

 

“Запорожец”.

ЗАЗ 965
ЗАЗ 965

На Родине символом советского автопрома стал этот автомобиль. Он скромнее Волги. Эта маленькая “лошадка” в 70-е годы пошла в свободную продажу. Конечно, надо было выстоять очередь, но все равно это авто можно было купить в магазине. Цена – как за 1000 бутылок водки, всего 1800 рублей. Это подошло гражданам с большим достатком, и уж тем более тем, у кого было доходов больше, чем одна зарплата (несколько работ или ремесло наподобие пошива джинсов).

 

История про Запорожец: с Запорожца началась советская гаражная культура. Гараж добывался с большим трудом и служил как подвал для хранения солений, как пивная для отдыха в компании, и как автосервис. Многие увлекались тем, что посвящали машине свободное время (доводили авто “до ума” в своих гаражах). К слову, отремонтировать свою машину в сервисе в то время было нельзя. Для ремонта нужно было обратиться к знакомому.

 

Разработан и создан в Москве. Производитель – завод Москвич. Потом производство перенесли на комбайновый завод Запорожье.

 

Годы производства: 1960-1969

Мощность: 26 лс

Скорость: 90 кмч

 

Что дальше?

ЗАЗ-968.

ЗАЗ-968
ЗАЗ-968

Этот Запорожец был популярен в народе. Многие мечтали его купить. Он производился до 1994 года. Мощность мотора – 30 лс – вполне достаточна для поездок по городу. Вывод: ЗАЗ-968 полностью соответствовал потребностям советских жителей.

 

16 – ВАЗ 2101

 

Это “Жигули”.

ВАЗ 2101
ВАЗ 2101

История про Жигули: поначалу в народе этот автомобиль называли “Единичка”. А к концу 80-х стали пренебрежительно называть “Копейка”. Что странно, ведь Жигули стало прорывом в советском автомобилестроении.

 

О производстве Жигулей

Это копия Fiat 124 – автомобиля, получившего звание “Автомобиль года” в 1966 году. Сразу планировалось массовое производство этой модели, а применение – индивидуальное использование гражданами. В итоге Жигули стали самой массовой советской машиной.

 

Ремонт и модернизация автовладельцами

Часто кардинально менялась машина, особенно часто в руках умелых пользователей. Машине наращивали скорость, либо мощность и т.д. Могли соединить раму, кузов и двигатель от трех разных машин. А если в кузове что-то не нравилось, владелец вносил свои изменения в дизайн. В газетах появились целые рубрики: юный техник, как усовершенствовать свой автомобиль и так далее. Самым сложным в изменении авто была советская бюрократия – зарегистрировать измененное авто и получить номера было почти нереально.

 

Плюсы

В отличие от современников, Жигули – скоростной автомобиль, комфортабельный. Производилась достаточно долго. Это самая популярная марка.

 

Минусы

Разгоняется этот автомобиль достаточно медленно. До 100 кмч разгоняется за 20 секунд.

 

Годы производства: 1970-1984

Мощность: 62-64 лс

Скорость: 142 кмч

Объем двигателя: 1,2 л

 

17 – ВАЗ 2103

 

Это “Тройка”.

ВАЗ 2103
ВАЗ 2103

Начала производиться в 1972 году (закончила в 1984). Типичный Жигуль. Выпускалась на Волжском автомобильном заводе. Двигатель – четырехцилиндровый, способен разгоняться до сотни за 16 секунд. Мощность – 77 лс.

 

Происхождение

Fiat-125, 1967 года. О происхождении Фиата: постепенно из плавных пухлых машин итальянцы начали производить более сдутые, квадратные авто. Фиат перекупили также и поляки, и турки. Он выпускался в разных странах, но немного с другим дизайном. Существует мнение, что советский автомобиль – не копия итальянского. Ведь внутренности разные. Но все-таки раз ЕСТЬ взаимозаменяемые а обоих машинах целые компоненты, значит это копия.

 

18 – ВАЗ 2106

 

Шестерка.

ВАЗ 2106
ВАЗ 2106

Самая успешная модель. Производилась с 1976 по 2006 года (30 лет, без перерыва). Самый мощный двигатель в своем классе – можно разогнаться до 150 кмч. Авто менялось (было 8 модификаций за 30 лет). Например, правый руль присутствовал в тех машинах, что шли на экспорт. Это последний автомобиль с четырехпарной системой головного света. Последние Жигули, которыми оснащались форточками и колпаками колес. Это первый советский автомобиль, блок задних фар которого объединял в себе поворотники, стоп-сигналы, габариты, огни заднего хода и катафоты. В 1979 г цена была 9600 руб.

 

19 – ВАЗ 2107

ВАЗ 2107
ВАЗ 2107

Семерка – самый популярный автомобиль в 80-х годах. В СССР этт автомобиль делался на совесть. 74 лс – прекрасно для 80-х. Потреблял двигатель 7 л бензина на 100 км, то есть машина экономичная. Дизайн считался прогрессивным для того времени. С 90-х годов качество этого автомобиля ухудшилось. Развалился Советский Союз – начали халтурить.

 

20 – ВАЗ 2121

 

Это “Нива”.

ВАЗ 2121
ВАЗ 2121

История про Ниву: в 1981 году машина завоевала 3-е место в гонке “Париж – Дакар”, 1-е в ралли “Париж – Тунис”. Машина, таким образом, успешно стала экспортной. Нива – единственный автомобиль в СССР, имеющий мировое значение. Это комфортабельный внедорожник, сравнимый с легковушкой.

 

Минус: машина оказалась дорогой. Рассчитана она была на целевую аудиторию сельских жителей, ну а сельчане считали Ниву нежным авто – в нем же не будешь перевозить сено, картошку. Почти отвернулись от машины и городские жители, которым не нужен был полный привод.

 

Плюс: машину на ура встретили в Европе. Поэтому первое время все Нивы уходили за рубеж.

 

Годы производства: 1977-1994

Мощность: 80 лс

Скорость: 132 кмч

 

21 – ВАЗ 2108

 

Это “Спутник”, новинка 1984 года.

ВАЗ 2108
ВАЗ 2108

Вид у машины спортивный, вполне западный. Авто совершило революционный переворот в плане дизайна. Советские автомобили стали иметь весьма респектабельный вид. Остряки прозвали машину Зубило. Спутник – последнее достижение советского автопрома.

 

При мощности 64 лс разгон до сотки происходил за 15 сек. Кроме того, автомобиль экономный – потребляет 5,5 л на сто км.

 

Что нового?

– первый советский переднеприводный автомобиль;

– 5-ступенчатая коробка передач.

 

Годы производства: 1984-2003

Мощность: 54-64 лс

Скорость: 160 кмч

 

Что дальше?

Позже выйдет ВАЗ 2109 (пятидверная версия).

ВАЗ 2109
ВАЗ 2109

Именно она станет героиней песни “Твоя вишневая девятка” (группа Комбинация).

 

22 – Москвич-2141

Начало производства – 1986. Конец – в 2002. Завод-производитель – АЗЛК.

Москвич-2141
Москвич-2141

Происхождение

Chrysler Simca 1301, 1975 года. Производство Крайслера продолжалось по 1986 год. Причем каждый год выпуска был с немного разным дизайном. 

Видео по теме советских автомобилей:

 

 

(Visited 216 times, 1 visits today)

Опубликовано

в

от

Метки: