Краткое содержание Карнеги – 3

Часть 4. 9 способов менять людей, без вражды или обиды за это.

Глава 1. Как указывать на ошибки.

Это примитивный метод, но он работает. Потому что с психологической точки зрения этот ход гениален: похвалите человека перед тем, как наносить ему удар за ошибки.

Пример. Президент похвалил платье секретарши. Та покраснела. А теперь он пожурил ее за ошибки в письме.

Пример 2. Один писатель написал президенскую речь и буквально влюбился в нее. С большим жаром он ее прочитал перед президентом. Речь же была на самом деле плоха и не годилась, хоть в ней и поблескивали хорошие места. Как сказать автору “Дорабатывай”? Как сказать “Нет”, но не навредить энтузиазму?
– похвалите текущую речь (скажите, что она прекрасна);
– преувеличивайте похвалу и дальше, раззадорьтесь, скажите что никто не сочинил бы лучше этого автора;
– плавно переходите к делу, к отказу (во многих случаях речь должна быть именно такой, но в этом ли нашем случае?);
– продолжите мягко гнуть эту линию критики без обид (с нашей с вами точки зрения эта речь гениальна, но я вынужден смотреть на нее с точки зрения партии);
– вместо слов-вердикта “не годен”, говорите лучше, что делать (пожалуйста, вернитесь домой и отредактируйте речь в соответствии с моими указаниями);
– намекните, что человек нужен (и принесите мне экземпляр новой речи).

Пример 3. Президент пишет генералу. Надо указать на ошибки генерала, но сделать это дипломатично:
– укажите на значимость (я поставил вас во главе армии);
– похвалите (я сделал это на основе достаточных причин);
– мягко укажите критикой (при всем при этом у меня есть причины и недовольства вами);
– снова хвалите, на этот раз с прилагательными (я верю – вы храбрый и искусный солдат, я ценю это);
– продолжайте хвалить с эпитетами, приближаясь к теме минусов (вы не смешиваете политику и дела, это просто необходимое качество для хорошего генерала);
– укажите ошибку плавно, безоценочно (я узнал, что недавно вы произнесли: армии и правительству нужен диктатор. Вам было предоставлено командование не благодаря этому, а несмотря на это);
– не журите за ошибку, удерживайтесь от этого (диктаторами становятся генералы, которые добиваются успеха, вы должны быть успешным);
– подбодрите помощью (я поддержу вас, ведь ваши те слова могут навредить и вам);
– скажите что делать – больше и ни в чем не ошибаться (остерегайтесь ошибок и победа ждет нас).

Пример 4. Строительство может задержаться из-за загруженности одного из поставщиков другими заказами. К поставщику направился дипломат от стройки. О чем он говорил, что зацепило поставщика:
– фамилия поставщика уникальна в своем городе, о чем видно по телефонному справочнику (поставщик стал рассказывать о своей гордости – древней фамилии своей);
– когда монолог был закончен, дипломат стал нахваливать компанию (большая, чистые фабрики) – в итоге встреча продолжилась как демонстрация завода;
– дипломат отметил, что нигде не видел таких машин (и снова в точку – машины по изготовке бронзовых изделий были придуманы самим поставщиком).
В итоге даже просить не пришлось – поставщик сам сказал, что удивлен приятной встречей и знает, зачем дипломат пришел. За приятное общение обещано поставить все детали всрок, пусть даже в ущерб другим заказчикам, которые не приезжают, а думают все решить телефонным разговором.

Правило: перед тем, как критиковать, похвалите человека – помогите его чувству собственного достоинства не пострадать от указания на ошибки.

Глава 2. Правильно критикуем.

Надо делать подарок и быть безмолвным – отношения себе дороже.

Пример. На заводе группа рабочих курит прямо под обьявлением “Здесь нельзя курить”. Как откритиковать? Подарить каждому по сигарете и сказать “Я бы хотел, чтобы вы выкурили их на свежем воздухе”. Проявленное уважение к нуждам и персонам рабочих удивит.

Пример 2. Вы управляющий или директор. Видите: в вашем магазине продавцы болтают в углу, а у кассы стоит и ждет покупатель. Ваши действия: молча сами обслужите клиента, подошедшему продавцу передайте кассу.

Пример 3. Муж подготовил проповедь для завтрашнего вечера. Проповедь получилась жалкая, как мягко ему об этом сказать? Жена сказала, что его проповедь подошла бы как статья в газету. Муж все понял и порвал листки. На следующий день он произнес импровизированную проповедь (без листочка).

Итог: не делайте упор на факт ошибки. Пусть при критике информация об ошибке подается как что-то неважное, второстепенное, о чем еще надо ухитриться догадаться. Не на что обижаться в этом случае.

Глава 3. Сначала критикуем себя, свои ошибки.

Подушка из самокритики смягчит любую критику.

Пример. Карнеги устроил свою племянницу у себя секретаршей. Очень скоро она стала лучшей секретаршей в округе. Как он критиковал?
– признавался, что в ее возрасте он был хуже нее;
– признавался, что сам раньше наделал немало глупостей;
– мягко спрашивал, а не лучше ли было поступить иначе (и сообщал об ошибке).

Пример 2. Однажды царь ошибся, сказав другой стране, что это благодаря ему та выиграла в войне с третьей стороной. Царь хотел просить своего советника, чтобы тот взял вину на себя: мол, это он посоветовал царю сказать так, что огорчило и вызвало негодование чужой страны. Итак, между царем и советником состоялся разговор вида:
– Возьмите вину на себя, советник.
– Я, в отличие от вас, не совершил бы такой ошибки. Она грубая.
– Да как вы смеете?
– Вы намного лучше меня разбираетесь в науках. Я слушал вас с открытым ртом. Но в дипломатии я понимаю не меньше вашего.
– Вы мой лучший друг теперь!

Как видим, советник совершил ошибку вначале, начав критиковать без предварительных слов. Но чудо сотворила его похвала в дальнейшем. Из разгневанного человека царь превратился в друга, вкусив свое превосходство и значимость.

Признание в собственных ошибках – так же, как похвала, отлично разбавляет критику. Превращает людей в друзей.

(Visited 16 times, 1 visits today)

Опубликовано

в

от

Метки: