Часть 4. 9 способов менять людей, без вражды или обиды за это.
Глава 1. Как указывать на ошибки.
Это примитивный метод, но он работает. Потому что с психологической точки зрения этот ход гениален: похвалите человека перед тем, как наносить ему удар за ошибки.
Пример. Президент похвалил платье секретарши. Та покраснела. А теперь он пожурил ее за ошибки в письме.
Пример 2. Один писатель написал президенскую речь и буквально влюбился в нее. С большим жаром он ее прочитал перед президентом. Речь же была на самом деле плоха и не годилась, хоть в ней и поблескивали хорошие места. Как сказать автору “Дорабатывай”? Как сказать “Нет”, но не навредить энтузиазму?
– похвалите текущую речь (скажите, что она прекрасна);
– преувеличивайте похвалу и дальше, раззадорьтесь, скажите что никто не сочинил бы лучше этого автора;
– плавно переходите к делу, к отказу (во многих случаях речь должна быть именно такой, но в этом ли нашем случае?);
– продолжите мягко гнуть эту линию критики без обид (с нашей с вами точки зрения эта речь гениальна, но я вынужден смотреть на нее с точки зрения партии);
– вместо слов-вердикта “не годен”, говорите лучше, что делать (пожалуйста, вернитесь домой и отредактируйте речь в соответствии с моими указаниями);
– намекните, что человек нужен (и принесите мне экземпляр новой речи).
Пример 3. Президент пишет генералу. Надо указать на ошибки генерала, но сделать это дипломатично:
– укажите на значимость (я поставил вас во главе армии);
– похвалите (я сделал это на основе достаточных причин);
– мягко укажите критикой (при всем при этом у меня есть причины и недовольства вами);
– снова хвалите, на этот раз с прилагательными (я верю – вы храбрый и искусный солдат, я ценю это);
– продолжайте хвалить с эпитетами, приближаясь к теме минусов (вы не смешиваете политику и дела, это просто необходимое качество для хорошего генерала);
– укажите ошибку плавно, безоценочно (я узнал, что недавно вы произнесли: армии и правительству нужен диктатор. Вам было предоставлено командование не благодаря этому, а несмотря на это);
– не журите за ошибку, удерживайтесь от этого (диктаторами становятся генералы, которые добиваются успеха, вы должны быть успешным);
– подбодрите помощью (я поддержу вас, ведь ваши те слова могут навредить и вам);
– скажите что делать – больше и ни в чем не ошибаться (остерегайтесь ошибок и победа ждет нас).
Пример 4. Строительство может задержаться из-за загруженности одного из поставщиков другими заказами. К поставщику направился дипломат от стройки. О чем он говорил, что зацепило поставщика:
– фамилия поставщика уникальна в своем городе, о чем видно по телефонному справочнику (поставщик стал рассказывать о своей гордости – древней фамилии своей);
– когда монолог был закончен, дипломат стал нахваливать компанию (большая, чистые фабрики) – в итоге встреча продолжилась как демонстрация завода;
– дипломат отметил, что нигде не видел таких машин (и снова в точку – машины по изготовке бронзовых изделий были придуманы самим поставщиком).
В итоге даже просить не пришлось – поставщик сам сказал, что удивлен приятной встречей и знает, зачем дипломат пришел. За приятное общение обещано поставить все детали всрок, пусть даже в ущерб другим заказчикам, которые не приезжают, а думают все решить телефонным разговором.
Правило: перед тем, как критиковать, похвалите человека – помогите его чувству собственного достоинства не пострадать от указания на ошибки.
Глава 2. Правильно критикуем.
Надо делать подарок и быть безмолвным – отношения себе дороже.
Пример. На заводе группа рабочих курит прямо под обьявлением “Здесь нельзя курить”. Как откритиковать? Подарить каждому по сигарете и сказать “Я бы хотел, чтобы вы выкурили их на свежем воздухе”. Проявленное уважение к нуждам и персонам рабочих удивит.
Пример 2. Вы управляющий или директор. Видите: в вашем магазине продавцы болтают в углу, а у кассы стоит и ждет покупатель. Ваши действия: молча сами обслужите клиента, подошедшему продавцу передайте кассу.
Пример 3. Муж подготовил проповедь для завтрашнего вечера. Проповедь получилась жалкая, как мягко ему об этом сказать? Жена сказала, что его проповедь подошла бы как статья в газету. Муж все понял и порвал листки. На следующий день он произнес импровизированную проповедь (без листочка).
Итог: не делайте упор на факт ошибки. Пусть при критике информация об ошибке подается как что-то неважное, второстепенное, о чем еще надо ухитриться догадаться. Не на что обижаться в этом случае.
Глава 3. Сначала критикуем себя, свои ошибки.
Подушка из самокритики смягчит любую критику.
Пример. Карнеги устроил свою племянницу у себя секретаршей. Очень скоро она стала лучшей секретаршей в округе. Как он критиковал?
– признавался, что в ее возрасте он был хуже нее;
– признавался, что сам раньше наделал немало глупостей;
– мягко спрашивал, а не лучше ли было поступить иначе (и сообщал об ошибке).
Пример 2. Однажды царь ошибся, сказав другой стране, что это благодаря ему та выиграла в войне с третьей стороной. Царь хотел просить своего советника, чтобы тот взял вину на себя: мол, это он посоветовал царю сказать так, что огорчило и вызвало негодование чужой страны. Итак, между царем и советником состоялся разговор вида:
– Возьмите вину на себя, советник.
– Я, в отличие от вас, не совершил бы такой ошибки. Она грубая.
– Да как вы смеете?
– Вы намного лучше меня разбираетесь в науках. Я слушал вас с открытым ртом. Но в дипломатии я понимаю не меньше вашего.
– Вы мой лучший друг теперь!
Как видим, советник совершил ошибку вначале, начав критиковать без предварительных слов. Но чудо сотворила его похвала в дальнейшем. Из разгневанного человека царь превратился в друга, вкусив свое превосходство и значимость.
Признание в собственных ошибках – так же, как похвала, отлично разбавляет критику. Превращает людей в друзей.
-
Глава 4. В каком тоне говорить.
Надо давать советы, а не говорить в приказном тоне.
Как не говорить в приказном тоне?
– никогда не говорите “сделайте то” или “не делайте то”;
– говорите “не подойдет ли это?” или “не думаете ли вы, что эдак будет лучше?”;
– после диктовки письма спрашивайте мнение о нем: “что вы думаете об этом?”;
– критикуя сочинение вашего подчиненного, говорите мягко “может быть, если бы мы написали эдак, было бы лучше?”.
Итак, лучше всего меняют человека мягкие вопросы. А не приказы. Такие вопросы не наносят обид.
-
Глава 5. Дайте человеку спасти свое лицо, не будьте сухи и бесчувственны.
Пример. Один спец по электричеству дослужился до главы отдела. Но в администрировании он оказался ноль, поэтому компания решила сместить его. Но как это сделать, не унизив? Компания придумала новую должность – инженер-консультант. И назначила специалиста на нее, а главу по-тихому заменила. В итоге все остались довольны.
Примечание. Не стоит использовать стандартный в этом мире метод – угрозы, критика (даже в присутствии посторонних). Все это болезненно для самолюбия. Замените это на искреннее понимание, сочувствие, раздумье перед каждым выплеском. Изменения должны быть безболезненными. Применяйте метод сочувствия, когда вам придется кого-то уволить, например.
Как увольнять?
Плохой пример: “Здравствуйте, мистер Смит. К сожалению, другую работу мы вам предоставить не можем, а с этой увольняем – она была сезонной”. В итоге чувствуется унижение и горе. А любви к бывшему работодателю не остается – увольнение было небрежным.
Хороший пример. Увольнять нужно с тактом. Так, например изучать перед увольнением плоды работы каждого. Каждому говорить: “Однажды мы послали вас в Лос-Анджелес. Вы с успехом привезли необходимые документы. Уверен, на другой работе вы добьетесь не меньших успехов. Наша компания гордится вами и не хочет, чтобы вы ее забывали.” В итоге нет унижения. Работник уверен, что уволен только по одной причине – у компании нет для него работы. Привязанность к компании остается и они снова идут в эту же компанию (когда сезон приходит).
Как примирить двух врагов?
Если назревает драка – ее можно предотвратить логикой. Ведь каждый в чем-то прав, в чем-то справедлив. Надо выяснить, за что можно похвалить, и похвалить. Похвалить при всех. А если одна из сторон реально виновата – замолчать это. Скрыть. Так каждый спасет лицо, драться незачем.
Что делать в случае победы над врагом?
Великие люди не тратят драгоценное время на пустое наслаждение своим триумфом. Так, когда вы победите в войне, не унижайте врага. Поговорите на встрече с ним о делах и завершите подбадривающей фразой “Война – это игра. В ней периодически лучшие попадают в положение худшее для них”.
Будьте спасателем. Не допустите унижения кого-либо. Спасайте лица
-
Глава 6. Умейте вдохновить на успех
Правило. Заметим, как дрессировщики влияют на своих собак: подкармливают после малейшего успеха. Давайте и мы будем хвалить за все, что удается (а то в жизни только ругать любят).
Пример. Начальник тюрьмы на практике доказал, что хвалить выгоднее, чем осуждать за ошибки. Поведение быстрее меняется, если показать, как ты ценишь человека и его усилия что-либо сделать.
Пример 2. Один известный певец в начале жизни был обескуражен: первый учитель пения сказал ему, что ему на ухо медведь наступил, что он никогда не научится петь, нет голоса и так далее. Но мать подбодрила: ты поешь все лучше и лучше. Мать отказалась носить обувь и ходила босиком, чтобы хватило на музыкальное образование сына. Похвала сотворила чудо – сейчас это знаменитость Карузо.
Пример 3. Один мальчик мечтал стать писателем. Но он был без жилья, работал на фабрике и часто голодал. Когда его первый рассказ приняли в печать, он был без ума от радости. Ему не заплатили, но похвалил редактор. От радости мальчик долго плакал, идя по улицам без цели. Это история Диккенса.
Вывод. Похвала и признание – вот что творит чудеса. Меняет жизни. Дает призвание. Похвала определяет линию будущего.
Пример 4. Один мальчик работал на каторжной работе по 14 часов в день. Однажды утром он вместо работы пошел за 15 км к своей матери, чтобы поговорить. Он рассказал, что ненавидит работу и не вернется к ней, говорил что поквитается с жизнью. Он написал аналогичное письмо своему учителю. Тот его похвалил, сказал что он тонкая натура и хорошо чувствует этот мир, предложил ему тоже работать учителем. Из мальчика получился известный писатель Уэллс.
Замечание. Один философ сказал: мы используем свой ум лишь наполовину. Но наш потенциал раскроется, если вовремя и правильными словами похвалить. Ну а без похвалы 90% людей так и живут на минимуме своих возможностей. Зарабатывают 20 тысяч в месяц вместо миллиона в год. Сокровище скрыто в каждом практически. Мы просто не нашли сами себе применения.
Цель. Минимум, который каждый из нас может уже сейчас – это хвалить. Хвалите других, помогайте им раскрываться.
Как хвалить?
– за малейший успех;
– искренне;
– щедро (многословно).
-
Глава 7. Дайте собаке хорошее имя. Назовите корабль удачей, и он поплывет легко.
Толчок в виде похвалы в самом начале (знакомства, сотрудничества) дает невероятно большие результаты.
Пример. Сначала наняли служанку, а потом осведомились, как она работала раньше, у предыдущего работодателя. Результаты оказались грустными – служанка плохая. Что надо говорить ей перед началом сотрудничества: Я звонил предыдущему хозяину, о вас отзывались ЛЕСТНО. Сказали, вы честная, на вас можно положиться, вы хорошо следите за детьми. Буду честным – сказали про ваш минус. Вы неаккуратная. Но я считаю, у вас платье чистое. Раз так, то ГОТОВ ПОСПОРИТЬ, и дом вы содержать в порядке УМЕЕТЕ.
Результат: ради новой репутации служанка исправится. И в новом доме будет работать лучше. Просто на час дольше будет искать и вытирать пыль везде.
Выводы:
1) Покажите, что уважаете человека за какую-нибудь деталь, мелочь, принадлежащую ему (платье является чистым);
2) Ведите себя так, будто человек уже обладает новым качеством, уже изменился (“Готов поспорить, вы не такая, как о вас отозвались, ведь …”).
3) При свидетелях назовите человека хорошим, присвойте ему нужное новое качество на словах. Человек начнет жизнь с чистого листа, пожелает измениться и будет трудиться каждый день. Ради НОВОЙ репутации (ваш подарок).
Пример 2. Одна посудомойка была ужасно глупа и уродлива (слегка косоглазие, кривые руки и тому подобное, она не следила за собой). Хозяйка однажды, когда поскдомойка принесла еду, похвалила ее. Сказала “Мария, вы не представляете, какое сокровище в вас скрывается”. Посудомойка выразила сомнение, но похвала глубоко запала в душу. Она стала причесываться, ухаживать за собой. Вскоре похорошела и юность ее расцвела. В итоге посужомойка вышла замуж за сына хозяина. “Я стану леди” – первой она сообщила похвалившей ее.
Пример 3. Главнокомандующий сказал генералу: “Наши 2000 солдат самые честные и благородные, лучше чем герои книг”. Этой нелепой, безосновательной похвалой генерал воспользовался – сообщил слова солдатам. И хотя они не были самыми честными, но стали таковыми. Под влиянием “имени”, репутации новой.
Вывод: и богач, и бедняк, готовы измениться ради новой репутации – только дайте им шанс.
Пример 4. Человек сидит в тюрьме за мошенничество. Но если общаться с ним так, будто говоришь с честным джентльменом, то он настолько вдохновится новым отношением, что и поступать будет честно. Вы возьмете над ним верх.
Вывод: создайте человеку доброе имя (в новых отношениях, либо на людях) – и он будет жить по-новому. В соответствии со своей новой кличкой.
-
Глава 8. Придайте хотя бы видимость тому, что недостаток легко исправить.
Приуменьшайте ошибки. Внушайте надежду, что человек станет хорошим, что это легко достижимо.
Пример. Первый учитель танцев сказал просто: все, что ты делаешь, никуда не годится, ты не умеешь танцевать. От него ушли. Второй посмотрел на того же и говорит смягченно: выглядит немного старомодно, но ты умеешь танцевать. И добавил похвалу: Ты легко выучишь пару новых движений и все будет хорошо, у тебя есть чувство ритма – ты прирожденный танцор. У него остались учиться. Лесть настолько понравилась, что занимался танцами ученик даже самостоятельно по ночам. Чтобы развиться.
Как уговорить человека попробовать новое занятие?
– обратитесь по имени;
– скажите, что это не трудно;
– на пальцах перечислите, какие способности нужны, чтобы заниматься;
– скажите, что все эти способности у человека уже есть;
– добавьте, что он прирожденный мастер будет в этом занятии.
Пример 2. Кальбертсон – знаменитость. Он учит игре в бридж весь мир – его книги переводятся и продаются миллионами. А начинал он с торговли углем, потом кофе – ничего не получалось. Он даже в бридж плохо играл – слишком долго обсуждал игру после ее окончания и никто не хотел с ним играть из-за этого. Однажды он женился на хорошенькой преподавательнице игры в бридж, и та однажды отметила его долгий анализ карт: ты прирожденный игрок в бридж, ты гений! С тех пор будущее Кальбертсона изменилось. Он вдохновился и стал успешным.
Вывод:
– о недостатке говорим, что он незаметный;
– о затеваемом деле говорим, что оно легкое.
-
Глава 9. Как сделать, чтобы другие следовали вашим указаниям и делали все с радостью и удовольствием?
Играйте на чувстве собственной значимости, чтобы люди делали то, что нужно от них ВАМ. И делали с радостью.
Пример. Президент выбрал своего друга для дипломатической миссии в другой стране. А секретарь президента думал, что назначат его. Почему? Он хотел прославиться и увековечить свое имя, ведь миссия – прекратить войну. Как сообщить об отказе секретарю? – Сказать, что его персона слишком важна и известна, поэтому его не назначили. Мол, все будут спрашивать – а что это Брайан сюда на войну приехал?
Итог – секретарь Брайан не растроился. Он с радостью уступил место другу президента. То есть сделал как ему нужно, да притом с удовольствием.
Как отказывать людям?
– поблагодарить за предложение;
– выразить сожаление, что не можешь принять предложение;
– предложить другую конкретную кандидатуру.
Можно усовершенствовать метод: вместо одной кандидатуры в третьем пункте предложите сразу 3. Отметьте достоинства каждого.
Как заставлять работать больше без повышения? Метод Наполеона
Наполеон всячески награждал и почествовал армию. Всяческие ордена, звания длинные. Наполеон говорил: “игрушки управляют детьми” о людях.
Пример 2. Механик был недоволен. Длинный рабочий день, много этажей контролировать. Он требовал помощника. Как его убедили остаться? Нет, не дали помощника. И не сократили рабочий день. Просто выделили кабинет с его именем на двери и назвали “начальником”. Это пример метода Наполеона в действии.
Пример 3. Одна женщина жаловалась на мальчишек, которые бегали по ее газону перед домом. Ей ничто не помогало – ни угрозы, ни просьбы. Тогда она поступила по методу Наполеона – наградила самого активного из мальчишек званием детектива. Сказала, что его обязанности – охранять этот газон от мальчишек. Итог: мальчик так воодушевился, что стал железным прутом угрожать другим мальчишкам, и газон пришел снова в красивое состояние.
Вывод: награждайте людей, чтобы им было приятно выполнять ваши команды.
-
Часть 6. О счастьи в семейной жизни.
Глава 1. Как не развестись.
Мы сотрясаем воздух, в чем-то обвиняя супруга. Никогда критиковать нельзя.
Пример. Один император женился однажды на дочери простого графа (она была безумно красива). На слова о низком положении тогдашней невесты император отмахнулся: “Она юна и прекрасна собой. Я люблю ее”. Брак обещал быть вечным, ведь супруги любили друг друга.
Жар быстро остыл. Жена не была сдержанной, как положено обычно императрицам. Она постоянно нападала на императора речью, уязвляла его. Ревновала. В итоге он стал изменять. Вывод: упреки вредят делу, сама ревность приводит к измене.
Пример 2. Толстой умер из-за его жены. На почве денег они ссорились – жена любила роскошь, а писатель признавал ее грехом и хотел отказаться от авторских прав на книги. Жена устраивала невыносимое – сцены, в которых она грозилась убить себя ядом, истерики. В 88 лет Толстой просто вышел из дома и пошел на вокзал. Там и умер, а последними его словами были “Не пускай ко мне жену”. Вывод: патетические сцены ни к чему – своего не добьешься, только хуже ситуацию сделаешь – убьешь здоровье.
Пример 3. К Линкольну жена придиралась касательно внешности. Он был сутул, имел большие уши и нижнюю губу, недостаточно прямой по словам миссис нос, ходил как индеец (без грации). Постоянные упреки и выходки на людях (возмутилась и выплеснула свое кофе ему в лицо) привели к тому, что Линкольн, будучи судьей, уходил в соседний город так долго, как это возможно. Сама миссис стала сумасшедшей. Вывод: критика не исправляет положение, а только приводит к новым катастрофам покрупнее исходного.
Итог – лучше не придираться. В семейной жизни нельзя придираться никогда.
-
Глава 2. Любите и не мешайте жить.
Не переделывать партнера – вот секрет счастья.
Пример. Парень женился на немолодой женщине из-за денег. Она была богатой вдовой. Женщина знала, что он идет на это из-за расчета, а потому сказала, что ей нужен год до свадьбы, чтобы узнать его характер. В конце срока они успешно поженились. И много лет спустя парень шутил, что женился бы на ней и сейчас – это было бы по любви, а не из-за денег. В чем же секрет, почему между ними возникла любовь, а женщина всегда говорила, что брак принес ей счастье? Он всегда был на ее стороне. Сам не упрекал, защищал если кто-то критикует. Даже если она сделала глупость. Он не мешал ее привычному образу жизни (не мешал ей жить), не менял ее привычки. Менять человека нужно только в самых крайних и редких случаях – когда привычки чересчур диаметрально противоположны вашим.
Вывод: не изменяйте человека, а сами будьте подходящим. Не нужно переделывать никого.
-
Глава 3. Как надо поступать в общении.
Дома – тыл. Дома нельзя никого осуждать. Критика никогда не должна звучать в рамках дома.
Пример. Выражайте свой упрек мягко. Например, если вы пришли завтракать, а никто из домашних еще не проснулся, наполните кухню пением “Человек-патриот дожидается завтрака в одиночестве”.
Пример 2. Екатерина Великая казнила многих, но дома она была смиренной. Даже если у повара подгорело мясо, она лишь улыбалась и ела. Ни на кого не роптала.
Вывод: не критикуйте. Нужно не только не выносить сор из избы, но и не размножать его критикой дома.
Пример 3. Подсчитано, что 50% браков несчастны. А причина номер один – критика в доме.
-
Глава 4. Как по мановению палочки сделать каждого счастливым?
Большинство мужчин, вступая на путь женитьбы, ищут не соратницу, а красивую женщину, которая льстит и позволяет ощущать превосходство.
Может случиться такое, что женщину, занимающую руководящую должность, пригласит пообедать какой-нибудь мужчина. Но если она за столом выложит все свои университетские знания о философии, а потом вдобавок будет настаивать, чтобы каждый оплатил свой счет сам, то в дальнейшем ей уже предстоит кушать в одиночестве.
Мужчина должен не забывать ценить женщину за то, как она выглядит и одевается. А они часто забывают вслух оценить внешний вид. Мужчины не подозревают, как важно для женщины ее платье. Например, когда встречаются 2 пары на обеде, женщин мало интересует внешний вид мужчин. Они сразу цепляются глазами за одежду друг друга, чтобы прикинуть, насколько хорошо одета другая.
В одной газете была история: крестьянка однажды мужу положила на стол сено. Тот спрашивает, не сошла ли она с ума. А та говорит, что думала он вообще никак не отреагирует – за 20 лет ни разу не похвалил ее, что он ест не сено.
Вывод: будьте признательны за, казалось бы, обычные вещи.
Глава 5. Что много значит для женщины?
Цветы – это язык любви. Они стоят недорого, особенно в сезон, и продаются везде. Почему надо ждать до больницы и дарить цветы жене в каких-то экстраординарных случаях, когда можно взять простых нарциссов да хотя бы завтра вечером? Экспериментируйте.
Даты – для женщин очень важны. Почему? Это одна из их тайн. Но помнить др жены и дату свадьбы обязательно.
Внимание и мелочи в поведении также важны. Психолог предполагает, что если активно махать друг другу руками при уходе мужа на работу, то это поможет сохранить брак.
Вывод: внимание брак бережет!
(Visited 20 times, 1 visits today)