Похотливые взгляды встречаются очень часто. К примеру, святая Феврония однажды плыла в лодке и заметила на себе взгляд. Это был кормчий, он женатый был. Феврония попросила его выпить речной воды слева от лодки, а затем справа. Княгиня Феврония спросила после этого: “Вода одинакова?”. Кормчий согласился: “Одинаковая”. “Так и естество женское – одинаково”, – сказала святая.
Как спастись
Ищите не красоты, а добра в невесте, денихе. Добродетельность важнее.
Премудрый говорил, что добродетельная жена – лучше сокровища. Она не заставит ревновать, ее будешь любить всегда, добро излучает такая жена и ссоры пресекает, зло никогда не скажет, и эти качества неизменны до конца жизни.
В книге “К женихам и невестам” автора священник Сергий Николаев пишет: здоровье важнее красоты. Если оба верующие, здоровы, затем стоит нравитесь ли друг другу, невеста благонадежная, мать невесты с хорошим и добрым характером, то можно вступить в брак. Так полагает преподобный Амвросий.
Многие невесты совершают ошибку: полагаются на внешность. В это время внешность и веселость – совсем не достойный внимания. Оценить нужно степень его веры и религиозности, послушности заповедям, Церкви, боязнь Бога – есть у него это качество или нет. Далее идет проверка на доброту, хорошо ли воспитан.
Примечательно, что если девушка чистая, она полюбит любого. Она увлечется даже некрасивым, но добрым религиозным парнем. Для девственницы счастье – создать семью. Замужество, возможность иметь детей, ухаживать за домом – вот мечта девушки хорошей.
Жена замужняя – госпожа, – поговаривают в народе. Действительно, между мужем и женой должно быть равенство. Равенство в супругах – спокойствие семьи.
Одинаковость должна касаться воспитания, образованности, возрасте. Старцы с Оптина рекомендуют выбирать невесту из своего круга, например священник и регентша.
Неровня может привести к ссорам в семье. Недаром на Руси князья женились на княгинях, боярыни выходили за бояр и т.д.
Как решиться на брак христианину?
1. Молитва перед браком.
Как только появится склонность к какой-либо девушке или молодому человеку, не нужно думать “Это моя судьба”. Надо просить у Бога помощи.
Речь идет о суженых – суженая, суженый. Это переводится как “тот, кого выбрать судил нам Господь”. Нужно желать, чтобы выбор супруги был по Божьей воле. Произвол недопустим.
Надо позволить Богу заботиться о судьбе. Молитесь так: “Пусть будет твоя воля, а не моя”. Амвросий Оптинский предлагает молиться прямее – чтобы совершилась судьба с выбранным человеком. Во время этой молитвы прислушивайтесь к сердцу, душе.
Если беспокойство возникает при молитве – лучше отказать. Если же сердечный покой от молитвы не нарушится – брак не откладывать.
2. Время до брака.
Второй способ проверить союз – задержка брака. Время после обручения до свадьбы должно быть побольше. В это время идет проверка, приглядывание друг ко другу. 1 год – срок, в течение которого чувство должно выдержать. Если нет, то это не брак на всю жизнь.
Ошибка частая – выходить замуж или жениться во время особенно острой любви. Любовный угар и опьянение чувств – вовсе не основа брачная.
Нужно наоборот – с трезвой мыслью и умом жениться. А для этого старцы советуют подождать. Это будет основа для крепкой семьи.
Время позволяет узнать, какой характер в избраннице. Время до брака – открывает новые черты. Не всегда они могут понравиться. Тогда можно будет расстаться – это не поздно.
К примеру, у дедушек и бабушек ухаживания годами длились. Зато браки были крепки, чувства проверены.
Расстаются если, то не случайно. И не зря – жена влияет на взгляды мужа. Поэтому норов супруги надо узнать заранее. Иначе норов жены заведет в сторону.
3. Известность.
Нужно долго знать свою будущую супругу или супруга. К примеру, если рядом живут, знакомы со времен учебы, работают вместе и родители одного знают давно родителей другого. Неожиданностей тогда много меньше.
Если вы не знакомы со школы, общение лучше затянуть.
Второй способ составить точное мнение о будущей супруги – узнать родителей. Ведь согласно приметам, яблоко от яблони недалеко падает.
Третий способ – обратить на друзей супруги внимание.
Четвертое – жилье. Жилище может многое сказать о хозяйке.
Теперь время подводить итоги. Посмотрев родителей, друзей, дом, самого человека и ответьте на вопрос: сходится ли образ с воображаемым? Или хозяйка никакая, родители пьют, друзья вовсе не верующие у нее?
4. Молитесь.
Никакой ум не может понять всего. Всех мелочей нельзя предугадать. Мудрости не достаточно – при выборе супруга нужно благословение Божие. Молитесь.
Второй способ – спросите совета у духовника. Батюшка благословит вас на брак. Особенно если супругу будущую он знает.
5. Родители.
Важно получить благословение родителей. Это созидательно и действенно для брака – получить благословение родителей. Сердце родителей всегда волнуется за ребенка, всегда готово молиться.
А в древние времена благословляли не родители, а сам епископ. Об этом свидетельствует Игнатий Богоносец. Он говорил, что благословение нужно, чтобы брак был не похоти ради, а для Бога.
В Русской Православной Церкви долгое время брак заключался при благословении архиерея. Венчать брак мог только духовник жениха или невесты, то есть неравнодушный человек. Сначала молодые сообщали духовнику, а духовник потом объявлял всем в храме о событии предстоящем. Если у прихожан храма не было возражений или любой информации, которая могла бы воспрепятствовать браку, обручение и венчание происходило. Скреплялась запись о венчании подписями священника и свидетелей.
Как спастись
До конца 18-го века венчание было другим. Сначало было обручение, а через некоторый перерыв – венчание. Тогда жених с невестой могли осмыслить, подготовить себя к браку. Обручение служило скреплением договоренностей.
Однако период последних раздумий не исчез. Даже теперь, когда обручение происходит одновременно с венчанием.
Роль обручения теперь играет семейное благословение на брак. Это как бы сговор, семейно-общественное явление – когда жених обещает взять в жены невесту. Договор между близкими – вот что стало заменой раннего обручения. А время до венчания – обговаривалось. В разных случаях оно было разным. Но желательно год вытерпеть.
Брак – дело не скоротечное. В нем всегда участвуют близкие, подготовка длительна. Подготовка требует участия многих.
Как стать женихом и невестой?
На сегодняшний день перед тем, как венчаться, молодые воцерквленные подходят к духовнику. Он даст и совет, и благословение. К духовнику надо привести свою избранницу. Это очень хорошо – просить совета вдвоем. Через духовника придет совет Господа.
Когда духовник благословил решение, пара считается установленной. Жених и невеста начинают по-новому относиться друг ко другу.
Тайна отношений жениха и невесты в том, что все уже определилось: чувства есть, решение есть, тайны замысла нет. Близкие знают. Нити отношений связывают сердца – теперь пара принадлежит друг другу. Есть общее будущее – семья. Невеста и жених торопятся вступить в отношения мужа и жены.
Противоречие в том, что ни общности, ни принадлежности нет. Есть лишь желание принадлежать. А права и обязанности семейные – только впереди. Жених и невеста – пока не семья. Состояние жениха и невесты удивительно. Пока еще никто не вступил в права, но люди уже связаны. Что делать в этот период между свободой и несвободой?
Брак дает возможность двум стать частью одной семьи. Жених с невестой стремятся стать и одной плотью в браке. Желание это не греховно – страдать сладострастием в браке. Венчаный брак – вот законная возможность двум телам стать одним во имя рождения и воспитания православных деток и внуков.
А плотские связи вне брака – блуд. Таким образом, даже помолвка не освобождает от обязанности хранить девственность.
Если оба имеют опыт бороться с похотью как по одиночке, так и при совместном общении, то оставаться в границах заповеди “Не прелюбодействуй” будет не в тягость. Награда молодых ждет за венчанием.
Разврат
Жаль, когда супружеские отношения начинаются до брака. Причины тому – распущенность, неосторожность. Страстность нельзя пускать в сердце. Неразумности нельзя открывать дорогу в мозг. Доверие должно быть на устном общении, а не в незаконном деле показано.
Еще одна причина, почему не расставаться с девственностью – ссоры. Очень часто пары расстаются, иногда накануне свадьбы. А честь уже не вернуть.
Третья причина – преждевременная близость может не удовлетворить обоих, так как ожидания и представления о семье могут быть высокими.
Почему добрачная связь не удовлетворяет? Да дело в том, что эта связь – часть семейной жизни, а не вся семейная жизнь. Это не главное. Плотская жизнь не дает представления о браке. Это не исчерпывающая все часть семейных отношений, а лишь малость. Полнота отношений может наблюдаться только в браке, поэтому добрачных экспериментов не нужно.
В наш, к сожалению блудный век, многие скажут, что не надо хранить девство до венца. Но в редких семьях это соблюдается. Поэтому вполне реально быть чистым и жениться на чистой. Иоанн Златоуст говорит, что блудникам не оправдать себя. Пока есть юноши, хранящие девственность до венца, это жизненно – хранить себя. Пламя вожделения нужно и реально подавить. Те, кто смог преодолеть страсти – доказательства того, что это реально.
Однажды во времена Илии народ отвернулся от Бога и стал покланяться Ваалу. Пророк Илия в молитве обратился к Богу: “Остался я один”. Бог ободрил его “и еще 7 тысяч”. Поэтому не надо отчаиваться.
Как спастись
Не надо обобщать грех. Надо думать не так: “Все грешат”, а так: “Некоторые не грешат, как же избежать греха?”.
Нужно постоянно контролировать себя. Разум должен быть готов отклонять наскоки на собственное целомудрие. Атаки на девственность могут происходить как снаружи, так и от самого себя.
Иоанн Златоуст пишет, что нужно удаляться от всего, что соблазняет. Все, что вредит, надо отдалить. И в целомудрии будет жить легко. Главное – иметь власть над своими желаниями.
Почему не стоит блудить?
Желание жить целомудренно – основа для того, чтобы хорошо жить. А если ошиблись – не повод отчаиваться и распускать себя дальше.
Однажды в пятницу приходит к хозяину гость. Последний спрашивает: “Почему ты ешь колбасу?”. Хозяин ответил: утром пост нарушил. Съел яйцо, забыв какой день недели.
Делать ошибки потому, что была совершена одна – грех. И называется он “частное богословие” или “маловерие” просто.
Греховное падение – это, слава Богу, не падение с лестницы. Остановиться вы можете. На любом этапе блуда можно исправиться и не блудить. Причем исправление – вещь обязательная для нарушивших.
Последний этап победы над блудом – покаяние, внутренняя борьба, ожидание исцеления и непрестанная молитва.
Исповедь – отличная помощь тем, кто в целомудрии живет. Ведь это частое испытание совести исцеляет душу. Помогает избежать соблазнов. Духовная жизнь должна включать исповедь.
Почему исповедь избавит от блуда?
Исповедь помогает сохранить в чистоте себя. Причина в том, что любой блуд начинается с помысла греховного. А его можно исповедать.
Исповедь выметает из сердца сам зародыш греха. Рекомендуется исповедоваться минимум каждое воскресенье.
Есть проблемы – высказывать страстные помыслы неудобно. Но не надо поддаваться на стыд и не говорить о грехе. Иначе помысл блуда укоренится и останется рана длиною в жизнь.
Это благоприятный момент – возможность высказать помыслы. Пока они не укоренились незаметно, замечайте и исповедуйте их.