Согласно Архимандриту Крестьянкину в “Опыт построения исповеди”, у нас нет святости в жизни. Жизнь святая Божия отсутствует у большинства. И у тебя, наверное, читатель.
Чем отличается отсутствие святой жизни от ее присутствия? А тем, что нас тянет нарушать. И мы нарушаем волю Господа. Грешим, и порой очень плохо делаем близким. Грехи перемежаются исповедями, а у некоторых и исповедей нет (кто не ходит, не облегчает душу).
У обычного верующего бывают минуты счастья, благодати Божьей. Но это только минуты. В остальное же время христианин неволей грешит и счастья не чувствует.
Как не работать сатане? Как быть в благоговейном безгрешном состоянии?
1. Благочестивая жизнь без грехов.
2. Трудиться и делать подвиги.
3. Исповедываться регулярно.
4. Слушать проповеди священника и причащаться.
На исповеди христианин кается, обещая не повторять грехи. Однако не повторять грехи не удается. Снова лжем, обижаемся или завидуем и т.д.
Грехи оскорбляют Господа. А усилия, что направляют христиане на улучшение себя, тщетны. Как же попасть в Царство Небесное?
Грехи – это пропасть. Нельзя падать в одну и ту же яму. Так, каждые пять лет мы должны говорить: “Я с помощью исповедей стал лучше”. В Царстве Небесном все добрые, и нам должно быть удобно в этом кругу.
Бог хочет, чтобы спаслись все. Чтобы все менялись. Поэтому нужно полагаться на Него, полагаться всем сердцем. Это опора.
Опорой не являемся мы сами, собственность или собственное я. Я сам – так нельзя говорить. Полагайтесь на Бога. Тогда будете меняться.
Ничего не выйдет без помощи Божией. Поэтому мы не меняемся. Самость, гордость – враг наш.
Смирение – добродетель. Она уменьшает гордость, работает против гордыни.
Заповедь про нищих
Заповедь блаженства – “Блаженны нищие духом, ибо тех есть Царствие Небесное.
Блаженство – потому что счастье. Заповедям блаженства следовать – истинное счастье служения Богу.
Неистинное счастье – призрачно и быстро исчезает. Это наслаждение удовольствием, за которым большинство подавляющее гонится. Мимолетное счастье, тень – так можно сравнивать ложное удовольствие и истинное блаженство.
Блаженство – полное и вечное. Нагорная проповедь раскрыла смысл блаженства. Это информация для христиан – что есть блаженство. Об этом твердил Господь, в то время как снизошел Иисус.
Кто такие нищие духом? Это бедные духом. Бедные христиане. Под нищими духом понимаются очень бедные, то есть предельно бедные духом.
Кто такие бедные? Быть бедным духом значит смиренно не возвышать себя, а принижать. Пред Богом и другими человек унижается, уменьшается. Называет себя убогим – бедным духом.
Смиренный, то есть нищий духом, считает себя грешником великим. Уничижает себя, а не ищет хорошие качества. О духовных качествах не размышляет, считает себя недостойнейшим. Если и имеет мнение и понятие о своих душевных качествах, то самое смиренное. Самое критичное. Считает себя недоразвитым в глазах Бога.
Что хорошего в нищих духом? Бедные духом успешно воюют против своих: тщеславия, гордыни, самолюбия.
Царствие Божие принадлежит нищим
Почему нищим духом принадлежит Царство Небесное? Причина в том, что смиренный имеет больше сознания, чем обычный (гордый).
Смиренный (нищий духом):
– сознает и признает, что грешен;
– называет себя недостойным, считает так;
– послушен;
– мало думает о себе, своем “Я”;
– принижает свои силы (считает себя беспомощным);
– чувствует Божественную благодать (блаженство) и наследует Царствие Небесное.
Как придти к Божьему совершенству, по сути считая себя несовершенным?
Нищие, бедные духом встречаются не так часто в современном мире. Случайно нищими не становятся. Это хорошо во всех отношениях – быть нищим духом для Царствия Божия.
В Царстве Небесном все добрые. Люди попадают в него, как космонавты вылетают в космос. К этому нужно готовиться, ведь злому и гордому неудобно в Царстве Небесном.
В конце становления нищим духом ожидает блаженство – совершенная радость.
Почему мы не нищие духом?
Идти тернистым путем многие пренебрегают. Не идти по пути духовного совершенствования – плохо. Поэтому изучим, как нарушают заповедь блаженства номер 1.
Инструкция, как стать нищим духом
1. Осознать, что ты грешен.
2. Понять, что гордиться нечем.
3. Честность: не обманывать самого себя, к примеру не льстить.
4. Понять, насколько высок наш Владыка Иисус Христос.
5. Помнить, что Бог Единый – источник благ абсолютно всех. Любое благо, которое приходит к нам – от Бога.
6. Почитать Бога. Понимать, что Бога нужно чествовать, воздавать надлежащую честь.
7. Благодарить Бога за все. За всякую милость, посылаемую Богом, нужно отмечать, благодаря Его.
8. Полагаться только на Бога, не на деньги или другие идолы. Помните, что всецело зависите от Бога.
9. Помнить, что от Бога мы получаем и благодать, и помощь. Не полагаться на самого себя или силы других людей.
10. Заняться привычкой сокрушаться. Сокрушайтесь о ничтожестве своем пред Богом, пред другими людьми, думайте о себе только как о грешном. Держите в уме свои греховные раны.
11. Радоваться всем испытаниям. Когда выпадают поношения, укоризны, досады на вашу долю, нужно благодарить Господа и людей, которые это творят.
12. По сравнению с другими ставить себя слугой. Нужно смирять себя до положения раба ближнего. Как сказано в Евангелие, для того, чтобы быть первым, нужно всем быть рабом.
13. По велению души, от чистого сердца хотеть быть рабом для ближнего. Если состояние достигнуто, будет прочувствована радость и блаженство. Вызвано оно смирением.
14. Радуйтесь замечаниям, которые делает вам духовник, начальник, родитель. Смиренно принимайте эти намеки на ваше несовершенство, недостойность и другие недостатки. Господа нужно благодарить – он открывает глаза нам.
15. Совершайте подвиги, не видя их.
16. Молитесь смиренно: “Бог мой, у меня ничего нет, не смею взглянуть, будь милостив, помилуй меня”. Сокрушайтесь собой и уповайте на Бога.
17. Добрые дела творите тайно. Например, милостыню подавать так, чтобы люди не видели. Это должна быть жертва только во имя и для Бога.
18. Обиход должен быть простым. Никаких излишеств, дополнительных вещей, роскоши.
Причины, почему мы нарушаем заповедь
1. Первая причина – природа наделила человека стремлением к славе. Желание сравнивать себя с другими, желание быть как стадо также есть в человеке. Все это имеет две стороны – хорошо, если улучшает человека в плане нравственности и ума. Плохо – если взращивается самолюбие. Хорошо – если счастье достигается честным, праведным путем.
Честным способом редко мы достигаем совершенства и счастья, славы. Отчасти это от первородного греха. Отчасти от гордости. А гордость проявляет себя в самых разных действиях.
2. Вторая причина – гордость ума. Сравнивать свое “я” с Богом гордо – ошибочно. Нельзя приписывать себе блага, достижения казалось бы собственные. Это не свои заслуги – это благо, которое дает Господ. Надменность – грех, она противна Богу. Для Бога мерзость – видеть человека надменным. Это измена Богу, измена правде, а правда – Бог. Грех этот – грех нарушения любви – порождается гордыней внутренней у человека.
Мы не прощаем обид из-за гордыни. Из-за этого теряем Святой Дух, настроение, здоровье. Гордыня – скверна. Как пишет Феофан Затворник, от малейшего прикосноваения гордыня кричит. Это язва греховная.
Гордыня отталкивает от Бога. Она не дает благодати Божией доступ к сердцу человека. Заставляет жить без радости Божией.
3. Дерзость, безумие – отрицать Бога. Нельзя отрицать ни Бога, ни Таинства, ни Евангелие. Отрицать Церковь – грех.
4. Ереси, обращение к колдунам, гадалкам, ворожеям и чародейству.
5. Обращение за помощью к сатане – оскорбление величия Бога. В таком грехе надо лично покаяться, к примеру если вы гадали.
6. Самолюбие. Это зло. Мы честолюбивы, любим только похвалу. Любим, когда чужое молчание подтверждает наши мнимые достоинства.
Жажда похвалы портит человека. Не получая ожидаемой похвалы, человек раздражается. Досада и потеря покой – также последствия.
Самовозношение – причина и зависти к другим людям. Мы завидуем достоинствам других. Мы не переносим, если другой совершеннее нас. Это одна из причин, почему распяли воскресшего Бога.
Не хотеть считать себя слугой для ближнего – плохо. Причина этого – грех себялюбия. Между тем, если бы все стремились исполнить желания ближнего, услужить – порядок вещей в мире был бы добрым.
Самолюбие также приводит к тому, что мы ожидаем услуг от ближних. А мы сами должны служить. Наоборот, гордыня приводит к тому, что мы боимся положения слуги. Оправдываемся возрастом, положением, чтобы не быть слугой.
7. Осуждение. Грех – осуждать других по той причине, что завидуем качествам других. Перетолковывать в плохую сторону, затушевывать чужие заслуги нельзя. Также, как нельзя интересоваться чужими огрехами, с радостью и интересом раздумывать о них.
Осуждение – грех согласно заповеди Божьей “Не судите, да не судимы будете”. Только Бог имеет власть судить. Не отбирайте у него это, у вас нет власти.
Осуждение имеет причиной также желание возвысить себя. Но осуждением не добьешься признания. Наоборот, надо прислуживать. В Евангелие говорится “Кто хочет быть большим между вами, тот будет вам слугое”. То есть главное – нести пользу духовную, сравнивать или превозносить нельзя себя, только других, например соседа.
8. Самонадеянность – грех. Самонадеянность – как болезнь душевная. К примеру, мы не просим благословения Божьего в начале каждого дня, не молимся перед началом дела. Не молиться на сон грядущий – тоже значит надеяться на себя (грех нерадения о молитве). Нередко мы, самонадеянные, беремся за непомерно тяжелые дела, а потом совершаем грех “ропот на Бога”.
9. Мелкие грехи любопытства, упрямства и непокорства, лицемерием, страстью поспорить, ревностью и завистью, неблагодарностью и даже злословием.
10. Гордость за свои подвиги. За то, что молимся, мы гордимся, а это грех. В основе молитв должно быть смирение, то есть беднота духом.
К примеру, во время поста многие долго молятся, ходят в храм каждый день, помогают ближним больше. А после этого возникает мысль подсчитать заслуги. Это грех, эта мысль портит все.
Высокая самооценка – гниль. Это все от гордыни. От гордыни произрастает сердечная и духовная слепота, ложь. Самооценка понижает шансы человека на Божью милость. Нельзя говорить “Помилуй, ведь я работал”. Не полагайтесь в молитве на свое – это грех.
11. Тщеславие – это грех, произрастающий из гордыни. Тщеславие опасно для души. Это когда человек извращенно думает. Нужно трудиться во славу Божию, а не свою славу. Жаждать похвалы – плохо.
Нельзя делать добро напоказ. Это увеличивает тщеславие. Эту страсть нельзя удовлетворять, совершая труды напоказ. Это святотатство – великий грех тщеславия. Тщеславие вызывает гнев Божий. Это неудивительно, ведь тщеславие оскорбляет Бога. Труды и добрые дела должны быть во славу Божию, не для своей славы. Корень греха в том, что угождают людям вместо Бога, славе Божией предпочитают мирскую славу.
12. Стремление выделяться. Это грех, к которому приводит гордость с тщеславием. К примеру, люди стремятся к пышности, роскоши. Желание похвастаться вещами перед соседями и знакомыми – грех. Пример лишних вещей – ковры, полированная мебель. Все это ненужное, роскошь. У молодых распространен грех модничать, приобретая модные предметы одежды и туалета.
Все это пороки, связанные с гордыней. Они мешают получить смирение, духовную нищету, смиренность сердца. Мы далеки от того, чтобы не служить своим страстям. Старайтесь не грешить.